Гибридную дизельную генераторную установку спроектировали в политехническом университете Томска. По словам доцента отделения электроэнергетики и электротехники Томского политехнического университета Михаила Суркова, их ДГУ совмещает в себе несколько видов генерации, вследствие чего способна экономить до 40 % дизельного топлива.
В стандартных дизельных электростанциях работа проходит на постоянных оборотах двигателя, что приводит к увеличенному расходу топливной смеси — треть дизельного топлива расходуется только на то, чтобы поддерживать рабочий режим электростанции независимо от нагрузки. В томском же вузе создали прототип электрогенератора, совмещающий в себе традиционную ДГУ, ветрогенератор и солнечные панели, получив своеобразный энергокомплекс, аналогов которому в настоящий момент в России нет. Михаил Сурков также поясняет, что в отличие от подобных энергетических систем разработка томских учёных состоит из компонентов, объединённых в одну цепь с помощью постоянного тока, что, по словам Суркова, даёт больше возможностей в применении установки.
Гибридная ДГУ может применяться на удалённых от центрального энергоснабжения объектах и способна производить за счёт солнца и ветра до 100 % энергии. Например, в тех случаях, когда подвоз топлива затруднён или задерживается. А с учётом значительной экономии электрогенераторная станция становится вполне самостоятельной энергоструктурой, которая без особых трудностей создаст условия для бесперебойной работы какого-либо объекта там, где есть проблемы с электроэнергией или доступным топливом. Ещё одно преимущество томской разработки — полная независимость от зарубежных технологий за счёт использования только российского оборудования. Это значит, что гибридную станцию нельзя будет контролировать удалённо с помощью вредоносного ПО из-за рубежа.
Дизельная генераторная установка Томского политехнического университета в настоящий момент проходит комплекс испытаний. Предварительные результаты тестовой работы гибридной ДГУ показывают, что за счёт использования возобновляемых источников энергии вредное воздействие на экологию электростанции гораздо ниже, чем у традиционных. Так, выбросы в атмосферу азотных окислов ниже на 20 %, углеродных – на 25, а концентрация СО2 меньше на 10 %.
Помимо испытаний учёные занимаются также и поиском промышленного партнёра, способного решить вопросы с дальнейшим продолжением исследований и начала массового производства ДГУ.