Задача дизайна – создать среду, в которой людям будет хорошо и комфортно заниматься делами, общаться и отдыхать. Световая среда, являясь частью дизайна, должна помогать этот комфорт создавать Среди других не менее важных задач световой среды - помощь в ориентировании в пространстве , расставление акцентов, создание ауры и настроения.
Древние греки говорили, что человек – мера всех вещей. Но какова мера световой среды? В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос, а также рассмотрим, как разные варианты световых решений влияют на наше восприятие и настроение.
Разрабатывая проект освещения, нужно учитывать все поставленные перед помещением задачи, тем не менее не ставя функционал во главу угла.
Гарри Штефи в книге «Архитектурный светодизайн» подчеркивает, что недопустимо разрабатывать проекты освещения, основываясь только на нормах освещенности. Луи Мишель в книге «Свет – фактор формообразования пространств» обращает внимание на то, что надо работать с яркостями поверхностей и объектов, а не с их освещенностями. Авторы учебника «Архитектурная физика» тоже считают, что только на основе гармонии разных аспектов, функциональных, психологических и эстетических, формируется световая архитектура интерьера. Умелое распределение яркостей в помещении делает пространство ощущаемым, более глубинным и архитектурно выразительным.
Разные светодизайнеры пишут об одних вещах разными словами: для проектов освещения интерьеров крайне важно правильно распределить яркости поверхностей и объектов, а также обеспечить их гармоничное соотношение. Значит, в расчете помимо горизонтальной освещенности важно учитывать и другие параметры. Из чего же следует исходить при выборе освещения для поверхностей и объектов?
Значит, в расчете помимо горизонтальной освещенности важно проверять яркости поверхностей и объектов, как эти яркости соотносятся между собой.
Из чего же следует исходить при выборе освещения для поверхностей и объектов?
Ориентиром при оценке распределения яркости чаще всего служит природное освещение. Оно создает необходимые контрасты, к которым привык человеческий глаз, делает свет более привычным.
Гусев и Макаревич в книге «Световая архитектура» пишут, что природное освещение радует глаз, поэтому воспроизведение его световых характеристик при проектировании света в интерьере – это удовлетворение психологических потребностей человека. Авторы также рассматривают основные качества данного типа света, которые можно использовать в проектах. Поговорим о них более подробно:
1) Определенный порядок распределения яркостей в поле зрения. Небо – верхняя часть поля зрения человека – имеет обычно наибольшую яркость. Земля – нижняя, и как правило, не такая яркая. Предметы на горизонте характеризуются средними яркостями. По такому же принципу человек обустраивает интерьер и формирует зону комфорта.
Американский архитектор Ричард Келли выдвинул свою теорию о том, как создавать интерьерное освещение, следуя природным условиям. Обращая внимание на то, что в солнечный день, у людей улучшается настроение, а окружающая среда кажется более интересной, он предложил перенести качества освещения солнечного дня в интерьер.
В 1952 году Ричард прочел лекцию «Освещение как неотъемлемая составляющая архитектуры», в которой провозгласил световую триаду:
• световые акценты (focal glow);
• окружающее освещение, а точнее, равномерный свет со всех сторон (ambient luminescence);
• игра световых бликов (play of brilliance).
Световой акцент – это то, что привлекает внимание, соединяет воедино разрозненные части, продает товары, отделяет важное от малозначимого, помогает людям увидеть что-то новое. Это свет костра, теплый луч солнца на дальнем краю поля под пасмурным небом, мерцание звезд.
Световой акцент привлекает внимание, соединяет воедино разрозненные части, продает товары, отделяет важное от малозначимого, помогает людям увидеть.
Ричард говорил: «Комнаты дома можно зрительно соединить, если выделить в каждой из них сходные элементы, или, наоборот, разделить, акцентируя в каждой различные несхожие элементы. Последовательность световых акцентов, протяженная линия резких контуров, освещенный коридор, изгиб освещенной холодным светом стены или привлекательный световой акцент в дальней комнате – все это способно повести воображение за обычные границы комнаты... Разумеется, световые акценты играют в этом самую важную роль».
Луи Мишель предложил следующие контрасты между акцентом и фоном.
2:1 Хорошо заметный контраст между двумя поверхностями
3:1 Такой контраст создаст значимый световой акцент при условии, что у всех фоновых поверхностей и объектов примерно одинаковая яркость. Такой контраст (например, контраст между листом бумаги и поверхностью стола) предельно допустимый для комфортной продолжительной зрительной работы. Более высокие значения контрастов приводят к быстрому утомлению
10:1 Возникает исключительно сильный световой акцент, который станет доминирующей областью во всем окружении
25:1 Северное безоблачное небо, видимое сквозь окно с темной рамой. При таком контрасте прилегающие к освещенной области поверхности будут выглядеть практически черными
И все же, как правильно создавать проекты освещения? Прежде всего, не стоит опираться на «норму» и принимать ее за священный грааль. Ей стоит соответствовать, но лучше делать упор на природный свет.
Соотношение яркости, контрастности и акцентов, которые присутствуют в природном освещении наиболее привычное оформление света для глаз человека. Помимо горизонтальной освещенности, важно проверить яркость акцентов, соотношение их и фона. Удостовериться, чтобы световые акценты приходились на композиционные. Для каждого светового сценария необходимо проверять это соотношение. Именно так создается комфортное, эффектное и выразительное освещение жилых и общественных интерьеров.
Подбираете освещение для вашего проекта? - пришлите нам проект интерьера и с вами вместе мы создадим практичное, эффектное и выразительное освещение. Освещение с аурой и настроением.