Коррекции поспособствовало падение цен на газ, на долю которого в Великобритании и ЕС за неполный 2021 г. пришлось 20% выработки электроэнергии. Если в начале января стоимость газа на ключевом в Европе хабе TTF составляла $29,2 за млн британских тепловых единиц (БТЕ), то по итогам торгов 19 января она опустилась до $24,4 за млн БТЕ.
Котировки «успокоил» резкий скачок импорта сжиженного природного газа (СПГ), который произошел в последние месяцы прошлого года: если за первые три квартала 2021 г. Европа снизила импорт СПГ в годовом выражении на 17% (до 94 млрд куб. м в регазифицированном виде), в то в IV квартале — увеличила на 36 % (до 33 млрд куб. м, согласно данным Refinitiv). Это позволило частично компенсировать отставание от привычного графика закачки газа в подземные хранилища (ПХГ): если к 1 октября 2020 г. ПХГ в Европе были заполнены на 95%, то к 1 октября 2021 г. — лишь на 75 %, согласно данным Gas Infrastructure Europe. Сказалась и сравнительно мягкая погода: в Берлине в первой половине января дневная температура воздуха на протяжении пяти дней держалась больше 5 градусов Цельсия, что существенно выше январской нормы (-0,7 градуса, согласно оценке немецкой метеослужбы).
Помехой для снижения цен на электричество не стал скачок угольных котировок: форвардные цены на уголь с поставкой на месяц вперед на хабе Амстердам-Роттердам-Антверпен с начала года выросли на 27 % (до $164 за тонну). Угольный рынок болезненно отреагировал на запрет экспорта из Индонезии, который был установлен с 1 января из-за критически низкого уровня коммерческих запасов сырья. Угольные котировки вряд ли быстро вернутся на прежний уровень, учитывая лидерство Индонезии по доле в глобальном экспорте энергетического угля (41 % в 2021 г. против 21 % у Австралии и 18 % у России, согласно данным Международного энергетического агентства).
Однако на ценах на электроэнергию это пока что не отразилось — как из-за низкой доли угольной генерации в Великобритании (2 % против 28 % в Германии, согласно данным исследовательского центра Ember за неполный 2021 г.), так и сравнительно благоприятных условий для ветровой генерации: по данным национального электроэнергетического оператора National Grid, средняя доля ветроустановок в выработке электроэнергии в период с 1 по 18 января составила в Великобритании 30 %, при этом в отдельные она превышала 50 %, что выше среднего прошлогоднего уровня (22 %).