В серийную комплектацию тепловозов Брянского машиностроительного завода вошла система САЗДТ (система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза) от компании «АВП Технология». Оборудование позволяет экономить топливо и продлевает ресурс дизель-генераторной установки локомотива. Для продления срока службы аккумуляторной батареи в системе используются суперконденсаторы ТЭЭМП российского производства. Сегодня все тепловозы серии ТЭМ18ДМ, идущие на полигоны ОАО «РЖД» с «УК «БМЗ» (входит в состав группы «Трансмашхолдинг») оснащаются системой САЗДТ сразу на конвейере.
Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза предназначена для поддержания температуры теплоносителей дизеля путем периодических запусков, работы и выхода на повышенную позицию дизеля, облегчения запуска накопителем энергии, прокачки охлаждающей жидкости при остановленном дизеле. Благодаря суперконденсаторам ТЭЭМП, тепловозы, оборудованные этой системой, имеют возможность включать дизель-генераторную установку тогда, когда это необходимо, автоматически поддерживая рабочую температуру дизеля. Без этой системы дизельный двигатель локомотива, по технологическим требованиям, должен работать без
остановки всю смену.
Актуальность современных систем, позволяющих экономить топливо и значительно увеличивать ресурс техники, сегодня вышла далеко за рамки ESG-повестки. Компании, работавшие над внедрением современных решений, позволяющих значительно сокращать расходы, в условиях новой экономической реальности, оказались наиболее подготовлены к вызовам и способны не вносить кардинальных корректив в операционную деятельность. Одним из наиболее ярких примеров является политика ОАО «РЖД», направленная на экономию и снижению воздействия на окружающую среду. Уже более 1,5 тысяч локомотивов АО «РЖД», оснащенные системой автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза на основе суперконденсаторов ТЭЭМП, экономят более 13,5 тысяч тонн топлива в год, сокращая выбросы СО2 на 42,2 тысячи тонн в год. Системой САЗДТ ежегодно оснащаются около 200 локомотивов. Оборудование локомотивов осуществляется в рамках программы Ключевых инициатив ОАО «РЖД» до 2025 года, одной из которых является снижение уровня выбросов загрязненных веществ в атмосферу не менее чем на 18% к 2025 году.
В настоящий момент система САЗДТ применяется на тепловозах ЧМЭ3 в/и, ТЭМ18 в/и, 2ТЭ10М, 2М62 в/и, ТГМ6 в/и., как в автономном исполнении, так и в комплексе с системами РПДА-Т, РПДА-ТМ, осуществляет обмен информации с АПК «Борт».