Новый закон о рекламе вступил в силу 1 сентября

На территории Российской Федерации заработал новый Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ, на основании которого заказчики, агентства и площадки, работающие в сети Интернет, обязаны будут предоставлять в Роскомнадзор промаркированный набор сведений обо всей размещаемой в Сети рекламе (контекстной, таргетированной, медийной) через специальных посредников — операторов рекламных данных (ОРД). Для этого Роскомнадзор создал Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Данные будут включать в себя также текстовое содержание рекламы, договоры и соглашения участников — рекламодателя и рекламораспространителя, статистику показов и просмотров. Информацию необходимо отправлять ОРД строго до запуска рекламной кампании. В ЕРИР также будет формироваться и ежемесячный отчёт.

Операторы рекламных данных (ОРД) теперь будут собирать информацию о рекламодателях, рекламораспространителях и посредниках и самостоятельно передавать ее в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), созданный Роскомнадзором. Передаваться также будет информация о текстовом содержимом рекламы, договорах участников сделок, статистике по показам. Это необходимо сделать еще до запуска рекламы, а по итогам каждого месяца в реестр будет передаваться отчет. Все стороны процесса будут иметь доступ к информации, находящейся в Едином реестре интернет-рекламы, относящейся к ним непосредственно, а рекламодатель получит возможность мониторить всю цепочку взаимодействий.

К настоящему моменту о своём желании быть Операторами рекламных данных заявили «Яндекс», VK, Ozon, МТС, «ВымпелКом» и AmberData. Однако количество участников неограничено. При этом существует ряд требований к ним: юридическое лицо обязательно должно быть российским, его уставной капитал — не менее 200 миллионов рублей. Но и это ещё не всё. Юрлицо, в свою очередь, должно предоставить документальное подтверждение о готовности к сотрудничеству с рекламными системами и рекламораспространителями, чей ежегодный доход от таких услуг превышает два с половиной миллиарда рублей.

Помимо указанных организаций и компаний получать сведения из ЕРИР смогут Федеральная антимонопольная служба РФ и Федеральная налоговая служба РФ. Отказ или неумышленное непредоставление информации о рекламе будет наказываться штрафами — для физических лиц сумма составит от двух до двух с половиной тысяч рублей, для юридических — от ста до пятисот тысяч рублей. Денежные взыскания планируется применять не ранее весны 2023 года — пока что сервис сбора данных и их обработка проходят процедуру тестирования. До тех пор невыполнение требований по тем или иным причинам наказываться не будет.