Установленный 440-тонный статор — важнейшая часть генератора. Именно в нем механическая энергия турбины преобразуется в электрическую.
«В проекте ВВЭР-ТОИ предусмотрен самый мощный в России генератор — 1255 МВт. Он будет вырабатывать электроэнергии на 25 % больше, чем сейчас производят две электрические машины на действующей Курской АЭС, — пояснил первый заместитель директора Курской АЭС по сооружению новых блоков Андрей Ошарин. — Ранее на строительную площадку был доставлен ротор генератора. Масса агрегата в сборе (статора и ротора) составит 665 тонн».
В Курчатов статор прибыл на уникальном железнодорожном транспортере, предназначенном для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов. Передовая конструкция платформы не имеет основания: груз под своим весом зажимается между раздвижными частями платформы, чем обеспечивается его надежное крепление. С железнодорожного транспортера оборудование перегрузили на 1000-тонную баржу — самоходный автотранспорт, управляемый с помощью дистанционного пульта. На нем тяжеловес доставили к месту монтажа.
«Подготовка к монтажу статора началась год назад, — прокомментировал вице-президент, директор проекта по сооружению Курской АЭС Олег Шперле. — Учитывая массу оборудования, потребовался особый подход к выполнению транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Статор установлен на штатное место в здании турбины первого энергоблока. Эта операция выполнялась с применением специализированной портальной системы подъема и перемещения и длилась около 12 часов».