За прошедший год графит, поставляемый из Китайской Народной Республики всему остальному миру, подорожал на 38.2 %. Возможно, это повышение не казалось бы таким катастрофичным, если бы графит не применялся при создании аккумуляторной батареи для электромобилей — он в ней выступает в роли ключевого элемента, на основе которого создаётся отрицательно заряженный электрод, то есть, катод.
Рост цены на вещество вызван увеличивающимся дефицитом вследствие заперта на вывоз его из Индонезии, торговыми распрями с австралийскими поставщиками, последствиями пандемии COVID-19, на фоне которой повысился внутрикитайский спрос на графит, а также рядом других факторов — приостановкой графитного производства зимой и нестабильным энергоснабжением в целом по стране. Поскольку Китай сегодня выступает в роли монополиста, поставляющего графит на международный рынок, альтернатива в ближайшей перспективе вряд ли появится. А значит, электромобильная промышленность всего мира может оказаться перед проблемой — отсутствие необходимого количества графита значительно сократит производство электрических авто, вызвав их дефицит и последующее подорожание. Ожидается, что недостаток минерала уже в этом году может достигнуть объёма в 85 тыс. тонн. Стоит отметить, что сейчас графит торгуется на биржах по 760 американских долларов за тонну, что почти на 12 % выше, чем в январе 2022 года.
По прогнозам, рост стоимости на этом не остановится — дефицит стимулирует повышение цены на графит, а та, в свою очередь, непосредственно влияет на конечный продукт., то есть, аккумуляторы. При этом последние всё ещё находятся под давлением высоких цен на другие ключевые для аккумуляторной отрасли металлы — литий и кобальт. Если учесть то, что в отдельных случаях стоимость электромобиля на одну треть формируется из цены за тяговую батарею, то повышение цен на основные элементы для её создания приведут к тому, что электромобильная отрасль окажется под угрозой полной стагнации.
Не спасёт положение и индустрия, занимающаяся производством синтетического графита. Дело в том, что предприятия, выпускающие АКБ для электрокаров отдают предпочтение именно синтетическим материалам — они стабильнее и содержат очень мало примесей, что кардинально влияет на конечные параметры батареи. Однако синтетический графит — крайне дороге удовольствие, а его выпуск в КНР как следует не налажен. Более того, чтобы сделать синтетический минерал, требуется высокая — до 3000 °С — температура, «добывают» которую с помощью ископаемого топлива, в частности, угля. А это прямое воздействие на экологию, увеличенные налоговые сборы и т. д. Как итог — и без того дорогой продукт становится и вовсе нерентабельным.
Таким образом подорожавший графит, скорее всего, сыграет ключевую роль в дальнейшем распространении электромобильного транспорта по всему миру.