Новая разработка вуза отличатся очень высоким коэффициентом полезного действия в сравнении с аналогичными устройствами — по результатам испытаний он приближается к 100 %. Принцип работы сверхпроводникового накопителя заключается в трансформации кинетической энергии вращающегося маховика в электрическую с помощью мотор-генератора. Область применения нового устройства — это аварийные и вспомогательные источники питания при пиках потребления электроэнергии в сети, а также в энергоснабжающих системах, построенных на альтернативных источниках генерации.
Как заключает куратор проекта, доктор технических наук, профессор Московского авиационного института Константин Ковалёв, кинетический накопитель, созданный в стенах вуза, обладает широкими перспективами в электромеханической отрасли. Его можно использовать в качестве альтернативы дизельным электрогенераторам, поскольку по экономичности, надёжности, долговечности, а главное, экологичности КНЭ значительно их превосходит.
Российская разработка уникальна своей конструкцией — учёные использовали магнитный подвес, подшипники с эффектом сверхпроводимости, мотор-генератор не содержащий железа и вакуумируемый корпус. В сумме эти решения помогли свести потери при передаче и генерации энергии к минимально возможным. Большим достижением при этом стало то, что в кинетическом накопителе полностью отсутствует трение вращающихся элементов устройства о воздух. Именно оно и позволило достичь КПД накопителя в 99.99 %.
На сегодняшний день разработка сотрудников МАИ является единственной в мире, обладающей подобными свойствами. В ближайшее время исследователи намереваются провести полный спектр испытаний КНЭ, доказывающих на практике его эффективность. Как заявляют создатели устройства, при полном отсутствии воздуха в корпусе накопителя (вакууме) маховик сможет вращаться со скоростью 8000 об./мин. без нагрева вращающихся частей ввиду отсутствия их трения о воздух. Если вакуума нет, то критическая температура нагрева деталей возникает уже после 5000 об./мин.
Проект МАИ отметился на XLVII Международной молодёжной научной конференции и во время проведения Европейской конференции по прикладной сверхпроводимости EuCAS-2021.
Фото к новости: Московский авиационный институт