Признаки неисправности стартерной аккумуляторной батареи

В данной статье мы рассмотрим признаки и простой способ выявления неисправности стартерной аккумуляторной батареи. Обычно в качестве стартерных батарей на легковых автомобилях применяются свинцово-кислотные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 вольт, состоящие из шести последовательно соединенных аккумуляторных ячеек (на 2 вольта каждая). Как работает нормальный аккумулятор Для начала вспомним, как же устроен и работает свинцово-кислотный аккумулятор. В основе аккумулятора химические вещества, взаимодействие которых и порождает электрический ток. В кислотную среду, именуемую электролитом, помещены два электрода из разнородных металлов. Когда внешняя цепь замкнута, электроны по ней начинают двигаться от одной группы пластин — к другой. Изначально полностью заряженная батарея будет иметь катод (отрицательную пластину) состоящий из губчатого свинца, анод (положительную пластину) из диоксида свинца, и электролит, представляющий собой раствор серной кислоты H2SO4 в воде. Когда к батарее подключена нагрузка, происходит разряд батареи, при этом в электролите движутся ионы, то есть в цепи батареи и нагрузки течет ток. На катодных пластинах происходит восстановление диоксида свинца, тогда как на анодных пластинах свинец окисляется. Материалы пластин реагируют с отрицательными ионами SO4, в результате чего образуется сульфат свинца PbSO4, а положительные ионы водорода H соединяются с кислородом на анодных пластинах - образуется вода. Серная кислота при этом расходуется. Когда батарея разряжена, обе пластины покрыты слоем сульфата свинца PbSO4, при этом электролит почти полностью превращен в воду. Заряжая батарею, мы инициируем противоположную реакцию: сульфат свинца с пластин переходит в воду, ионы SO4 соединяются с ионами водорода, образуя серную кислоту. Кислород соединяется со свинцом на аноде, где вновь образуется диоксид свинца, а на катоде остается только свинец. Плотность электролита при этом повышается. Когда батарея почти полностью заряжена, но зарядное устройство продолжает действовать, на катодных пластинах выделяется водород, а на анодных — кислород. Это взрывоопасное состояние, поэтому необходимо чтобы процесс зарядки вовремя прекращался. Итак, мы вспомнили принцип работы аккумуляторной батареи, теперь обратим внимание на характеристики исправного и неисправного аккумулятора. Исправный и неисправный аккумулятор Рассмотрим непосредственно симптомы неисправного аккумулятора. Очевидно, что неисправный аккумулятор — это такой аккумулятор, который оказывается не в состоянии обеспечить нормальные рабочие характеристики, то есть он уже не может отдавать и принимать соответствующие токи. Исправный аккумулятор в процессе его зарядки без проблем принимает ток в 10% от номинала. Например, разряженный аккумулятор емкостью 40 А-ч в процессе зарядки спокойно примет ток в 4 ампера. Он также сможет отдать ток в 8 раз больший номинала (цифры емкости), то есть более 300 ампер для работы стартера. Кроме того, исправный аккумулятор способен достаточно долго сохранять (удерживать) заряд. Когда же аккумулятор неисправен, и его характеристики не отвечают требованиям, это легко выявляется. Вы не сможете завести двигатель просто потому, что стартеру не хватит тока который дает аккумулятор, чтобы провернуть коленчатый вал. Если аккумулятор недавно заряжали, и он не может провернуть стартер — это явный признак умершей батареи. Неисправный аккумулятор не может удержать заряд после того как его зарядили, а порой вообще не заряжается, то есть не принимает заряд. Электролит при этом может оказаться мутным. Сильный нагрев аккумулятора или одной из его ячеек в процессе зарядки — также явный признак неисправности. Простой тест Чтобы точно диагностировать батарею, потребуется нагрузочная вилка, тестер для аккумулятора, зарядное устройство с вольтметром и амперметром на борту. Все эти приборы, конечно, имеются в автосервисе. Но если у вас под рукой их нет, то можно провести очень простой тест с аккумулятором: включите дальний свет на 20 минут при заглушенном двигателе. Спустя указанное время попробуйте завести двигатель. Если ничего не получится или возникнут трудности со стартом — аккумулятор пора либо заряжать, либо менять. Однако не спешите с выводами. При помощи мультиметра тут же измерьте напряжение на выводах аккумулятора, предварительно сняв с него клеммы. Если напряжение на аккумуляторе после неудачного пуска двигателя составляет от 11,9 до 12,2 вольт — это признак того, что аккумулятор сульфатирован, его нужно попробовать зарядить, после чего повторить описанный тест с фарами. Если напряжение находится в диапазоне от 11,2 до 11,7 вольт — может быть сломана одна из пластин внутри, что привело к увеличению внутреннего сопротивления батареи, так что она не может дать полный ток, поскольку одна из ячеек закипает. Если измеренное напряжение находится в районе 10,5 вольт — возможно короткое замыкание в одной из ячеек. Напряжение менее 10 вольт будет свидетельствовать о глубоком разряде батареи. В случае если аккумулятор не позволяет завести двигатель даже после повторной зарядки, необходимо обратиться в автосервис для более точной диагностики. Возможно специалисты смогут восстановить батарею, либо сообщат, что пришло время заменить аккумулятор на новый. Смотрите также: Какие аккумуляторы используются в современных электромобилях Андрей Повный Источник: http://electrik.info