Основные причины поражения электрическим током на улице

Электроэнергия не только приносит нам огромную пользу, значительно облегчая жизнь человека, но и таит в себе серьезную угрозу. Энергетические предприятия, поставляющие ее, уделяют решению вопросов безопасности много внимания, тратят на ее соблюдение огромные материальные средства.

Однако, несчастные случаи с людьми от воздействия электроэнергии продолжаются.

Возможные причины получения электротравм в быту рассмотрены отдельной статьей. А здесь коснемся особенностей поражения людей электрическим током на улице.

Самовольное проникновение на территорию энергетических объектов

Все электрические установки делаются недоступными к незаконному их посещению посторонними лицами, а объекты, находящиеся под напряжением, ограждаются заборами, помещаются в отдельные здания или располагаются на высоте.

Нижеприведенная фотография показывает ограждение забором высоковольтного распределительного устройства, который расположен по всему периметру подстанции.

Проникать за него нельзя. Это опасно для жизни. Но, практика показывает, что определенная категория «любителей цветного металла» идет на нарушение этого правила.

В обзорах несчастных случаев можно найти факты самовольного проникновения «электриков» за подобные ограждения, которые закончились трагически.

Очень поучителен эпизод попадания в КРУН-10кВ недавно принятого на работу электрика ЖКХ, который самовольно вскрыл замки, достал из кармана китайскую отвертку-индикатор на 220 вольт и стал проверять ей наличие напряжения на шинах. Там его останки и нашла выездная бригада ОВБ, приехавшая разбираться с аварийными отключениями, произошедшими в КРУН.

Лазание по опорам ЛЭП

Провода воздушных линий электропередач располагаются на безопасной высоте для людей, которые стоят на земле. Как правило, для расчета взяты ухудшенные метеорологические показатели для конкретной местности. Но погода может всегда внести свои коррективы в диэлектрические свойства воздушной среды, которые значительно снижаются:

при густом тумане;

во время грозы;

в дождь и некоторых других случаях.

На фотографии показана воздушная ЛЭП-330кВ, которая возвышается над окружающим лесом.

Но, если человек вздумает залезть на такую опору, то, скорее всего, исход предсказуем — создаст короткое замыкание на землю своим телом и сгорит.

Автовышки, автомобильные краны, грузоподъемная техника под такими линиями должны проезжать с рабочими органами, переведенным в транспортное положение и только в определенных для них местах.

Кстати, такие линии создают очень высокий потенциал наведенного напряжения. Находиться под его действием крайне нежелательно для здоровья. Недавно, возвращаясь со сбора грибов на велосипеде по лесной дороге, пересекающей ВЛ-330кВ, почувствовал характерное «пощипывание» пальцев. Держал их на руле около переключателей скоростей и рукояток тормоза. Сразу пришлось убрать пальцы на диэлектрические пластиковые рукоятки и быстро проехать это опасное место.

Когда же сельскохозяйственный рабочий под такой линией станет подниматься на бункер зерноуборочного комбайна, то с ним может произойти очень нехороший случай.

Конструктивные недостатки объектов электроснабжения

Уменьшенная высота расположения электрических объектов



Нижеприведенную фотографию с точки зрения безопасности можно трактовать двояко:

формально опасное электротехническое устройство — трансформатор расположен на высоте и вокруг него сделаны предупреждающие надписи о запрете приближаться;

негласно — высота эта не больше роста взрослого человека, а боковые уголковые держатели позволяют удобно поставить ногу для того, чтобы можно было залезть на такую конструкцию.

Конечно, взрослый человек не станет сюда забираться и рисковать своей жизнью. А как поступит подросток во время азарта от подвижных игр или в порыве демонстрации своей храбрости перед сверстниками?

Подобные конструкции трансформаторов уже изживают себя и их постепенно заменяют на более безопасные. Но пока они еще представляют определенную угрозу для людей.





Возникающие поломки и неисправности

Все энергетические объекты создаются с определенным запасом прочности и длительно выполняют свое предназначение, работая надежно и эффективно. Но, как любое техническое устройство, они подвержены поломкам и неисправностям.

Довольно часто суровые погодные аномалии создают аварийные ситуации на воздушных линиях электропередач, когда от завышенных механических нагрузок происходит обрыв провода.

В электрических сетях используются системы передачи энергии:

с заземленной нейтралью;

или с глухоизолированной.

В зависимости от этого защиты могут быстро отключить напряжение с аварийной линии либо вообще не отработать. Это означает, что на таком проводе, лежащем на земле, будет присутствовать опасный для жизни потенциал.

Он может сказаться «шаговым напряжением», которое послужит причиной поражения человека. Правила запрещают приближаться к таким местам на расстояние менее 10 метров без средств специальной защиты.

Оборванный проводник может быть плохо заметен на местности, заросшей травой. Поэтому при нахождении вблизи ЛЭП всегда нужно соблюдать внимательность, осторожность и прививать эти чувства своим детям.

Нарушение правил поведения вблизи электрических объектов

Выработанные на основе многочисленных трагедий нормативы поведения и действующие правила безопасности запрещают любыми способами влиять на электрическое сопротивление воздушного зазора как между самими проводами, так и относительно их и землей.

Однако, «шалости подростков», которые пытаются разбивать стеклянные изоляторы проводов ВЛ под напряжением все еще происходят. Иногда такие хулиганы получают электротравмы.

В особый ряд следует выделить нарушения, когда человек просто не подозревает о таящейся около него опасности электричества, находясь под влиянием совсем других чувств около опор ЛЭП. К ним относятся:

ловля рыбы удочкой;

игры с воздушными змеями;

разжигания костров.





Чем опасна рыбалка вблизи линий электропередач

Средняя высота размещения проводов воздушной ЛЭП составляет порядка 10 метров. Длина телескопического удилища современной удочки обычно равна 5 метров. Если леска привязана к кончику удилища, то общее удаление рыболовного крючка от руки рыбака уже составляет 10 метров.

К этому расстоянию добавляется рост человека и вытянутая для заброса рука. А если учесть, что современные удочки оснащаются безинерционными катушками для дальнего броска на несколько десятков метров, то становится понятно, почему можно зацепиться крючком за провод.

При этом высоковольтный потенциал линии станет стекать на землю по мокрой леске через тело незадачливого рыболова.

На опорах ЛЭП, установленных около водоемов, энергетики вывешивают предупреждающие таблички о скрытой опасности ловли рыбы. В первую очередь предупреждения появились там, где уже произошли подобные несчастья.

Однако, почему-то отдельные люди, игнорируя надписи, продолжают рисковать собственной жизнью.





Детские игры с воздушным змеем

Подростки любят подвижные игры на открытом воздухе. Запуск змея очень нравится им. Но, взрослый человек, покупая ребенку такие игрушки, должен не только показать, как ими пользоваться, но и объяснить правила безопасности, определить местность, где можно играть и указать запретные зоны.

Змей может подняться на большую высоту, а управление им, особенно детскими руками, не всегда предсказуемо. При его касании провода или даже простом приближении возникает пробой изоляции воздушного зазора, который приведет к электротравме ребенка потенциалом линии через шнур.

Игры с воздушным змеем около линий электропередач запрещены.

Разведение костров

При сгорании дров образуется дым, состоящий из твердых и мелких частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Они не оседают под действием силы тяжести, а поднимаются вверх или немного относятся ветром в сторону.

Частицы дыма уменьшают электрическое сопротивление воздуха. Через них возможен пробой изоляции.

Разведение костров вблизи действующих ЛЭП запрещено правилами.

Электрический транспорт

Железнодорожные электрички, трамваи и троллейбусы для движения получают энергию от контактного провода или рельса, которые находятся под высоким потенциалом. Один из вариантов такой конструкции показан на картинке.

Она демонстрирует, что напряжение присутствует не только на контактном проводе, но и на несущем тросе, с которым он соединяется струнами. Поэтому они отделяются от опор системой изоляторов. На ж/д электрифицированном транспорте, несмотря на постоянные предупреждения населения об опасности проезда на крышах вагонов, происходят случаи гибели людей от электрического тока. Ведь в России для электропоездов используется два опасных источника напряжения:

1. 3,3кВ постоянного тока;

2. 27кВ частотой 50Гц.

Однако, не все люди, особенно подростки, правильно воспринимают эту информацию. А желание покрасоваться перед сверстниками своей лихостью часто заканчивается трагически.

У троллейбусов и трамваев, являющихся потребителями электрической энергии, возможна неисправность — пробой изоляции электрооборудования на корпус. При этом транспорт на колесах с резиновыми покрышками станет более опасным: его корпус изолирован от земли. При входе/выходе, когда человек одной ногой создает контакт с землей, а другой — с троллейбусом, возникает опасность получения электрической травмы. Избежать ее можно за счет прыжка.

Корпус же трамвая посредством железных колес, передвигающихся по рельсам, постоянно заземлен и менее опасен.

Чтобы избежать поражения электрическим током на улице надо не только представлять возможные причины опасности, но и постоянно проявлять внимательность и осторожность.


Источник: http://electrik.info