НПП «ПОЛИПЛАСТИК» готово занять до 30% российского рынка компаундов на основе смесей поликарбоната

Материалы ведущего российского производителя компаундов, созданные на основе отечественных поликарбонатов, успешно конкурируют по свойствам с брендами Bayblend, Lupoy, CYCOLOY, Starex и др., и не только. НПП «ПОЛИПЛАСТИК» удалось добиться того, чего раньше не удавалось ни одной отечественной компании, работающей с ПК/АБС: создать линейку общетехнической продукции для использования в нескольких отраслях одновременно и заменив несколько зарубежных брендов одновременно. Решения представлены на рынке под брендом Armaloy и активно внедряются в производство электротехнических компонентов, бытовой техники, в автомобильной и строительной отраслях. Огнезащитный состав Армалой ПК/АБС-1АП является альтернативой пяти зарубежным брендам, а ударопрочный Армалой ПК/АБС-1ИМ-9010 – сразу тринадцати. При этом 90% материалов изготовлены из бытовых комплектующих.

Технологические свойства марок таковы, что их можно легко разливать даже в те формы, которые предназначены для АБС - огнестойкий Armaloy имеет ПТР от 37 г/10 мин, ударопрочный - от 20 г/10 мин. Литье материалов происходит без сброса, готовое изделие легко расформовывается и сохраняется размерная стабильность. Программа локализации ПК/АБС-пластиков Емкость российского рынка ПК/АБС-пластиков в 2021 году оценивается экспертами в 3,5-4 тыс. тонн в год. Вместе с трудногорючим АБС, который отечественные производители смесей сейчас активно заменяют поликарбонатной смесью, эта цифра возрастает до 4,5-5 тысяч. тонн в год. По данным НПП «ПОЛИПЛАСТИК», до введения санкций примерно 85-90% вышеперечисленных соединений ввозилось в Россию из Европы и Юго-Восточной Азии.

Один из ведущих российских производителей компаундов два года назад запустил собственную программу разработки материалов на основе российских базовых ресурсов. В середине 2021 года НПП «ПОЛИПЛАСТИК» вывела на рынок первые решения на базе ПК/АБС. Серийные поставки начались уже в четвертом квартале, и был достигнут рубеж в 100 тонн. Планы на 2022 год предполагали увеличение перевозок до 600-700 тонн по итогам этого периода. Но в дело вмешались санкции ЕС. С введением ограничений весной 2022 года ситуация на российском рынке резко изменилась: европейские материалы были запрещены, азиатские поставки стали нестабильными из-за логистических трудностей или опасения вторичных санкций.

Отечественные потребители стали активно искать альтернативы зарубежным брендам в стране. НПП «ПОЛИПЛАСТИК» проведен анализ приоритетных потребностей ключевых производств в этих материалах. Он показал, что в первую очередь следует упомянуть огнезащитные и ударопрочные марки на основе ПК/АБС в таких отраслях, как автомобилестроение, бытовая техника, бытовая техника, строительство. От «массового рынка» к передовым технологиям Пока российский рынок осваивает универсальные материалы на основе ПК/АБС НПП «ПОЛИПЛАСТИК», ведущий отечественный производитель компаундов постепенно переходит ко второму этапу программы локализации: созданию специфических продуктов для узкие запросы, более технологичные и трудоемкие в разработке. Например, материалы с повышенной стойкостью к УФ-излучению без потери свойств, а также материалы с повышенной термостойкостью на основе ПК/АСА. Рассматриваются и другие перспективные идеи. Полимерные композиционные материалы широко используются в том числе для производства электросчетчиков «Если в следующем году рынок материалов на основе ПК/АБС и огнезащитного АБС, который мы сейчас активно замещаем поликарбонатными смесями, вернется к 2021 году в плане общего объема, мы сможем обеспечить производство и доставку до 30% от этого объема», — говорит Екатерина Смирнова, универмаг «Полипластик». Но при этом добавляет: в настоящее время невозможно объективно оценить будущие размеры, и успех импортозамещения во многом будет зависеть не только от компетенций российских смесей, но и от внешних обстоятельств.

 А пока они играют на руку не отечественным производителям. Текущие проблемы рынка ПК/АБС Ситуация с размещением материалов на основе ПК/АБС в Российской Федерации на сегодняшний день неоднозначна. С одной стороны, компетенции российских производителей смесей, доказавших, что они готовы эффективно вытеснять зарубежные бренды, создавая материалы под заказ на базе отечественного базового сырья. С другой стороны, непропорционально высокая стоимость базовых полимеров по сравнению с Азией, узкий ассортимент продукции, отсутствие защитных пошлин на ввоз компаундов ПК/АБС и крепкий рубль. Все эти факторы способствуют развитию импорта из того же Китая, а не расположение российских материалов. По мнению НПП «ПОЛИПЛАСТИК», любая программа импортозамещения будет успешной только в том случае, если она не приведет к простой переориентации импортных потоков с запада на восток.

Для предотвращения этого необходимы усилия не только со стороны самих отечественных смесей, но и меры поддержки: введение ранее отмененных таможенных пошлин на ввоз материалов из-за рубежа, установление паритета цен базовых полимеров с Азией, развитие сырьевой базы. и компонентной базы. Это первоочередные действия, которые необходимо предпринять для развития внутреннего рынка компаундов ПК/АБС и повышения их конкурентоспособности.