Новая модель планирования в электроэнергетике: централизующая роль Системного оператора и активное публичное участие в оценке проектов

Отечественную энергетику в 2022 году ждут серьезные изменения: вся отрасль перейдет на новую модель долгосрочного планирования развития, а отраслевая среда соберется для обсуждения намеченных шагов. В чем принципиальное отличие инновационных подходов, которые некоторые эксперты назвали «революционными преобразованиями» от прежней системы, и какой экономический эффект сулит их внедрение — в материале генерального директора «Трансэнергома» Олега Шевцова. Всероссийское совещание, посвященное переходу на новую модель долгосрочного планирования развития в энергетике, собрало для дискуссионной площадки экспертов лидеров отечественной энергетики, многие из которых принимали участие в разработке поправок в федеральный закон. Об электроэнергетике» в связи с внедрением новой системы планирования. Основной задачей мероприятия стало всестороннее обсуждение инновационных подходов к перспективному планированию развития в отрасли, использованных при разработке и реализации двух нормативных документов – общего план перспективного размещения электростанций и схема и программа среднесрочного развития энергосистем России (СПИР) принято решение о передаче функции подготовки программных документов в энергетике Оператору Единой энергетической системы (СО ЕЭС). и логическое завершение процесса моды Внедрение системы специального планирования, которая началась в 2009 году. Модель централизованного планирования во главе с системным оператором как регулятором направлена на обеспечение максимально возможной степени синхронизации в развитии федеральной и региональной энергосистем, чтобы они представляли «единую власть».

Рассмотрим структуру новой модели планирования, алгоритм работы и принципиальные отличия от ранее использовавшейся модели. Новая система будет двухуровневой (в отличие от предыдущей трехуровневой модели) и будет базироваться на двух инструментах построения системы – общей схеме размещения электростанций и S&PR. Первый документ имеет период планирования 18 лет, каждые 6 лет принимается новая схема и каждые 3 года вносятся коррективы в связи с изменением оперативной ситуации. В свою очередь схема и программа развития энергосистем России рассчитаны на срок реализации 6 лет, но ежегодно обновляются.

 Вспомогательную роль будут играть подзаконные акты: ряд постановлений Правительства РФ и министерских постановлений уже готовится к публикации. Ключевой особенностью нового процесса планирования станет большая открытость и доступность документов, связанных с развитием энергосистем, а также возможность публичного обсуждения проектов и учета мнений всех заинтересованных сторон. Новые рычаги воздействия на предстоящие инфраструктурные преобразования появятся у органов власти субъектов РФ. Вы можете внести свой вклад в оценку осуществимости проектов, влияющих на развитие существующих энергосистем и создание новых энергосистем на самой ранней стадии их развития, когда еще делается набросок возможных решений на основе анализа будущих мощностей и потребности в электричестве.

В свою очередь, за счет широкого общественного участия планируется повышение прозрачности отбора проектов развития энергосистемы: уточнение вопроса обоснования экономической эффективности и выделение разработки расчетных моделей энергосистем в период реализации проектов. Основной ожидаемый экономический эффект – экономия денежных средств Российской Федерации, ее корпораций и энергетических компаний. Также можно будет снизить стоимость проектирования технически сложных энергосистем за счет предоставления равного доступа к расширенным расчетным моделям и другой проектной документации. Более простой и понятный алгоритм участия региональных властей в обсуждении подобного рода проектов позволит субъектам Российской Федерации быстрее реагировать на потребности энергоснабжения, что в перспективе также положительно скажется на развитие экономики в регионах. Новые подходы к созданию плановых документов развития энергосистемы и привлечение всех причастных к отбору перспективных проектов являются глобальным ответом отрасли на недостатки прежней системы планирования. Как признают эксперты, до сих пор деятельность участников процесса разработки нормативных документов по развитию электроэнергетики зачастую была недостаточно скоординирована.

Эта раздробленность привела к задержкам в реализации перспективных проектов. Теперь управление этими процессами централизовано и все заинтересованные стороны собраны в одном информационном поле, что облегчает координацию и выполнение проектов. Также ранее существенным сдерживающим фактором было отсутствие единой базы данных параметров электросетей и генерирующих активов, а также верифицированных расчетных моделей, что не позволяло программистам координировать свою деятельность. Этому аспекту также следует уделить особое внимание при внедрении новой модели планирования. Таким образом, в ходе общероссийского совещания выяснилось, что все проектируемые и строящиеся объекты классом напряжения 110 кВ и выше (в технологически изолированных системах электроснабжения 35 кВ и выше) будут включены в ДИР. .

На данном этапе основная трудность, которую необходимо преодолеть для продолжения успешного перехода на новую модель, заключается в стандартизации подходов к разработке документов долгосрочного планирования. Однако уже предпринимаются шаги по обновлению методологической базы. Как пояснили на совещании, будет создан механизм, позволяющий всем организациям-разработчикам использовать один и тот же набор промежуточной информации, основанной на расчетной модели перспективной ЕЭС России и необходимой для проведения соответствующих опытно-конструкторских работ.

Подводя итоги, отметим, что первые выводы о промежуточных итогах внедрения новой системы планирования можно будет сделать не ранее конца 2023 года – ведь ее внедрение в большинстве субъектов Российской Федерации намечено на 1 января. Фото статьи: Раиса Милова/Unsplash.com