Как устроен и работает датчик дождя

Суть проблемы заключается в том, что атмосферные осадки и дорожная грязь представляют угрозу (как минимум — помеху) для безопасного управления транспортным средством. В конце концов это просто не комфортно, да и самому водителю вообще не хотелось бы отвлекаться на то, чтобы вручную включать и выключать щетки стеклоочистителя, регулировать их работу и т. д.

Гораздо лучше и удобнее если бы это делала автоматика, а не водитель. Специалисты давно разрабатывают и совершенствуют системы, позволяющие автоматизировать данный процесс. И если раньше датчики дождя устанавливали лишь на дорогие автомобили, то сегодня они доступны практически каждому желающему в виде отдельных устройств, а автомобили среднего класса с недавнего времени часто по-умолчанию комплектуются ими.

Датчик дождя устанавливается внутри салона автомобиля напротив лобового стекла. Крепление обычно осуществляется прямо на корпус зеркала заднего вида. Данный датчик представляет собой оптико-электронное устройство небольших габаритов, реагирующее на увлажнение стекла, и управляющее работой стеклоочистителей. Также этот датчик может управлять включением омывателя, механизмами закрывания люка и дверных окон транспортного средства.

Принцип работы датчика дождя основан на отражении и преломлении оптического излучения. Инфракрасные лучи направляются от излучателя — к фотоприемнику, проходя по пути через прозрачную среду лобового стекла. В электронной схеме устройства прошиты параметры преломления инфракрасных лучей излучателя для условий чистого сухого стекла и влажного или загрязненного стекла.

Когда капли дождя или кусочки грязи попадают на лобовое стекло в месте отражения инфракрасных лучей датчика, путь преломления лучей изменяется. Электроника тут же реагирует на это активацией механизма управления стеклоочистителем, устанавливает надлежащий режим и время работы дворников, в зависимости от количества налетающих на стекло осадков. В нужный момент щеки будут снова автоматически отключены. Участия или внимания здесь не требуется от водителя вовсе.

Чувствительность инфракрасного фотоприемника очень высока. Она позволяет распознавать мелкие капли воды на лобовом стекле, и передавать управление автоматике в течение пары миллисекунд. Эти возможности позволяют на высоком уровне автоматизировать действия по управлению стеклоочистителем. Сегодня встречаются и более совершенные модели датчиков дождя, умеющие включать омыватель при обнаружении достаточно сильного загрязнения стекла. Прибор ставится под лобовым стеклом так, чтобы не мешать обзору водителя и находиться в зоне действия щеток стеклоочистителя.

Устройство электроники датчика дождя довольно бесхитростное. По сути это - блок управления и реле. Блок управления, как было сказано выше, содержит оптическое электронное устройство, подающее команды исполнительному механизму на запуск омывателя и стеклоочистителя.

Будучи размещен на не мешающем обзору проветриваемом месте (обычно за зеркалом заднего вида напротив того места, которое не имеет дефектов стекла и которое охватывают дворники при своей работе), датчик вообще не требует внимания от водителя. Конечно, обязательным является условие чтобы щетки работали надежно и исправно, иначе они не будут очищать стекло качественно и станут работать неприемлемо долго.

Исполнительное устройство датчика дождя представляет собой блок реле, заменяющий собой механический ручной переключатель, управляющий включением и выключением омывателя и стеклоочистителя. Кроме того данный блок защищает всю систему от динамических изменений напряжения в электрике автомобиля из-за помех. Питание 12 вольт проводится к датчику от места, предусмотренного конструкцией автомобиля и его электросети.

Поскольку датчик дождя работает на принципе излучения, отражения и преломления в инфракрасном спектре, он, конечно, чувствителен к низким температурам, и срабатывает немного дольше в морозное время года. Однако стоит первой капле появиться на стекле в зоне его действия, как автоматика тут же начнет свою работу.


Источник: http://electrik.info