К чему приводит отсутствие тепловой защиты двигателя. Два реальных случая

Ах, это звучное, притягательное, неистребимое «может быть». Именно в нем, на наш взгляд, так много переплетается для русского сердца. А если еще и подкрепить поговоркой «Скупой платит дважды, трижды, четырежды… и т. д.», то образ темы, поднятой на этот раз Александром Ярошенко, практикующим электриком и инженером-электриком, а также автор блога SamElectric.ru выглядит немного грустно. Однако отметим, что умные учатся на чужих ошибках, поэтому приводим наглядный пример того, как делать не надо и кому точно не надо, в практически уголовном расследовании дела «электроблогера». Эти два случая, о которых я расскажу в статье, произошли в реальной жизни и их связывает одно - не была подключена защита двигателя от перегрузки. В первом случае катастрофу удалось предотвратить до подачи электроэнергии, а во втором пришлось использовать огнетушитель. случай один. Установка «рыбалка»: сработает ли тепловое реле? Согласно документам, монтаж данного объекта осуществляла компания, имеющая все лицензии и допуски. На самом деле, как потом выяснилось, его подключил рыбак, который работал электриком в то время, когда рыбалка была не в сезон. Вы знаете, как это бывает, когда местная газета объявляет "Требуется электрик...". Я не могу разглашать подробности, но они и не обязаны. Короче говоря, эта электроустановка должна включать насос с определенной частотой на определенное время. В этом случае двигатель насоса защищен от короткого замыкания автоматическим выключателем, а от перегрузки и обрыва фазы - тепловым реле. Спойлер и суть этой истории: неважно какая конфигурация теплового реле, если в схеме нет теплового реле. Но давайте по порядку. Как подключить тепловое реле Фото с паспортной таблички двигателя насоса: Двигатель насоса высокого давления не более 12 А. К электрощиту приложена следующая схема, фото которой мы рассмотрим ниже (если это можно назвать схемой): Схема подключения двигателя насоса Особое внимание хочу уделить цепи управления. Следовать по фазовому пути: Фаза L - автомат AZ - реле времени - реле сухого хода CX - тепловое реле TR - катушка контактора P - нейтраль N. Как проводилось тепловое реле Вот что я собственно увидел: Монтаж электрической цепи насоса Как вам такая установка? Но если бы дело было только в установке и номинале вводной машины! Вопрос - будет ли работать схема, если так распаять тепловое реле? (фото ниже). Подключение (точнее не подключение) теплового реле Какие могут быть последствия? Схема будет работать, но что происходит с электродвигателем при его перегрузке? Самая серьезная ошибка в работе схемы — при перегрузке, даже если «караван» (так просто называют тепловое реле и товарный вагон, переделанный для перевозки людей или лошадей — прим. двигатель сгорит. То есть процессы перегрузки приведут к тому, что двигатель и биметалл внутри теплового реле начнут нагреваться и разомкнутся НЗ контакты (НЗ 95, 96) внутри реле. А так как в обычных схемах контактор питается от этих контактов, то он должен отключиться. Но не в этом случае, ведь они никуда не подключены! Самое интересное, что схема действительно может работать годами, но до первого ЧП. И если бы вводной машиной был С16, это могло бы спасти положение. Но C40 будет работать только при коротком замыкании. Ток короткого замыкания в этом месте относительно велик (более 1000 А), так как подстанция находится недалеко, поэтому в случае короткого замыкания машина будет работать четко. Но при перегрузке или обрыве фазы мотор уже ничего не спасет. Есть еще несколько простительных ошибок в схеме, например, нет индикации наличия питания и работы, а также оперативных органов управления пуском и остановкой двигателя. А вместо заземления двери шкафа желто-зеленым проводом был подключен вывод катушки контактора А1. И посмотрите, как намотан алюминиевый вводной кабель, особенно нулевой! Но это уже другая история. Опять же монтажник, у которого все инструменты были в сумке Магнит, признался, что он не электрик, а рыбак! Дело не только в сезоне. Второй случай. Почему сгорел плавный пускатель? Недавно в мастерской был случай, пришлось воспользоваться огнетушителем. Готово - дым из силового шкафа! Мы обесточили производственную линию, начали разбираться. Расследование оказалось запутанным, с множеством заинтересованных сторон. Мощный двигатель. Как запустить без последствий? Итак, предыстория такова. У нас есть вакуумный насос на производственной линии подачи. Короче говоря, двигатель со специальной крыльчаткой, которая создает вакуум для захвата заготовки и подачи ее в линию. Корень проблемы в том, что мощность мотора 22 кВт, и напрямую запустить его может только неподходящий электрик. И дело даже не в пригодности, а в том, что при пуске возникают большие механические и электрические перегрузки, что, конечно, нежелательно. Линия старая, сделана в Швеции в 1980 году, а двигатель изначально работал по схеме звезда-треугольник, которая совсем обветшала. Устройство плавного пуска позволит избежать перегрузок стартера. Конечно, пришла гениальная идея - нужен электронный стартер. Точнее - мягкий пускатель. В результате было установлено устройство плавного пуска ABB (SCP). Внешний вид и подключение можно посмотреть в статье по ссылке, а я приведу только шильдик установленного устройства плавного пуска: Устройство плавного пуска ABB без защиты, шильдик Защита двигателя Одной из неприятных особенностей этого устройства плавного пуска является отсутствие защиты. Ни перегрузки, ни короткого замыкания. Поэтому было принято решение поставить тепловое реле. Ставят, измеряют пассатижами ток двигателя, выставляют соответствующий ток RTL. Почему не защита двигателя? Это было из-за бедности, не было автомата подходящего на 40...50 А. В итоге, как я уже писал, прибыл огнетушитель. Огонь. Сгорел софтстартер из-за отсутствия защиты Сгорел софтстартер (проработал всего несколько смен) и РТЛ. Это моя рука, держащая тепловое реле: RTL сгорел, левый полюс сгорел Тот же полюс UPP: Мягкий пускатель сгорел открытым пламенем Видно внутри: Сгорел внутренний корпус мягкого пускателя. Это контактор внутреннего байпаса, который потом сдали на медь, цепь быстро восстановили (поставили временно мощный контактор) и мы в энергослужбе начали выяснять, кто виноват и что делать. Мягкий пускатель по расследованию инцидентов организовал ночную смену, пока линия не работала. Их тут же обвинили. Но все же, что случилось? Первая очевидная версия — неудачная конструкция силовых контактов. Мы сразу подумали об этом, но проверить это уже не представлялось возможным, так как оплавились контакты. Вторая версия начала появляться, когда я подключил новый RTL к новому контактору. Выяснилось, что "ночные" электрики не разобрались в проводах и неправильно подключили исполнительные контакты к РТЛ - с 1980 года, работая в нескольких странах и пройдя через руки десятков электриков-рационалистов, схема была существенно переделана, что привело к ошибка фатальная. Вот так это реле выглядит в исходной схеме, которую давно проглотил шредер: Схема включения теплового реле ОЛ101, силовая и слаботочная части - контакты. Но потом сигнальные провода пошли на перемычку. По вине других электриков. С тех пор у нас больше порядка, на каждой линии почти все на своих местах (по крайней мере, намного лучше, чем раньше), есть ответственный человек, который следит за соответствием реальной схемы бумажной. В итоге на этот злосчастный мотор поставили преобразователь частоты КЭВ, а через год линию списали и купили новую, но это уже совсем другая история.