Книга посвящена различным аспектам построения кабельных систем, которые ориентированы, в первую очередь, на установку в зданиях офисного типа. Под офисным зданием далее в тексте будет подразумеваться любое здание или его часть, основная площадь которого предназначена для организации рабочих мест сотрудников. Типичными примерами офисных зданий являю тся бизнес-центры, административные корпуса, финансовые учреждения, министерства и другие органы государственного управления различных уровней, здания конструкторских бюро, учебные центры и так далее. Ниже для их обозначения будет использоваться обобщающий термин «офис» или «офисное здание».
В данной монографии основное внимание уделяется рассмотрению кабельных систем, предназначенных для автоматизации рабочих мест сотрудников офисов. Н а сегодняшний день таковыми являю тся, в первую очередь, кабельные системы для локальной вычислительной сети (ЛВС) и учрежденческой автоматической телефонной станции (УАТС). Обсуждение остальных телекоммуникационных кабельных систем (пожарной и охранной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, кабельного телевидения и радиофикации, громкоговорящей связи и других) выходит за рамки данной работы, однако при необходимости по ним даются необходимые комментарии, а их построение в целях унификации и стандартизации рекомендуется выполнять с использованием тех же самых принципов, компонентов и технологий.
В середине 80-х годов компьютерная техника, а вместе с ней техника локальных вычислительных сетей начала быстрыми темпами внедряться во все сферы деятельности предприятий и организаций, что резко увеличило объем информации, передаваемой внутри здания или комплекса зданий, компактно расположенных на одной территории, без выхода в сети связи общего пользования. Кабельные системы первого поколения для решения задач информационной поддержки создавались разработчиками средств вычислительной техники. В процессе проведения конструкторских работ отвечающие за это направление специалисты компьютерных компаний решали достаточно узкий круг задач обеспечения поддержки функционирования конкретной и ограниченной номенклатуры активного сетевого оборудования одного производителя. Естественно, что при таком подходе не уделялось должного внимания ни обеспечению открытости архитектуры создаваемого продукта, ни его универсальности. Как следствие, кабельная проводка получалась узкоспециализированной и, за счет небольшого объема производства, достаточно дорогой, а смена технологии практически со стопроцентной вероятностью приводила к необходимости смены кабельной системы.
Процесс перехода на новую кабельную проводку всегда является достаточно болезненным для офиса и сопровождается весьма существенными финансовыми и временными затратами, что останавливает информационную поддержку трудовой деятельности сотрудников, то есть фактически дезорганизовывает работу всей организации или некоторых ее структурных подразделений на продолжительный период. Даже если не происходит изменения технологии (например, при переходе на технику следующего поколения того же самого производителя), то службы эксплуатации также сталкиваются с серьезными трудностями в случае появления новых рабочих мест, так как это требует прокладки новых сегментов кабельной системы.
Опыт эксплуатации кабельных систем офисных зданий показывает, что удаление ненужных кабелей из кабельных каналов всех типов является крайне нежелательной операцией, так как высока вероятность повреждения действующих линий связи. На основании этого в процессе перехода на другой тип кабельной проводки новые кабели прокладываются прямо поверх существующих. Это приводит к быстрому исчерпыванию резервов кабельных трасс по их емкости, из-за чего организация новых линий проводной связи становится невозможной.
Рост количества подсистем обеспечения жизнедеятельности здания и поддержки трудовой деятельности работающих в нем сотрудников естественным образом ведет к увеличению количества служб, отвечающих за их текущую эксплуатацию. Эти службы пользуются одними и теми же кабельными трассами, что нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Кроме того, работающие в них специалисты выполняю т дублирующиеся функции, то есть налицо нерациональное расходование трудовых ресурсов.